Тринадцатая Директива ЕС о предложениях по поглощению.

10.06.2015

С принятием Римского договора в 1957 году, для увеличения стабильности, повышение жизненного уровня населения и укрепления внутренних связей между странами-членами, был основан общий рынок (common market). Ст. 3 Договора предусмотрено уменьшение ограничений на экспорт-импорт товаров, отмену барьеров относительно свободного передвижения людей, услуг, капитала и унификация законодательства с целью лучшего функционирования общего рынка.

Процессы сближения (гармонизации) национальных правовых систем с общеевропейскими стандартами, начались сразу после подписания Римского договора путем принятия Директив – обязательных актов права ЕС. Так, на сегодняшний день Советом ЕС принято несколько Директив, регламентирующих деятельность юридических лиц по вопросам поглощения. Принятые, 3-я и 10-я Директивы ЕС регламентируют соответственно слияния национальных компаний, и слияния компаний из различных стран ЕС. Таким образом, 3-я и 10-я Директивы не регулируют напрямую поглощения предприятий, поэтому была необходимость принятие Директивы про поглощения обществ путем направления публичного предложения (mandatory takeover bid).

Примерно 30 лет обсуждений понадобилось для принятия Эвропарламентом и Советом ЕС такой Директивы, которая получила название о предложениях по поглощению 2004/25 / ЕС (далее - Тринадцатая Директива) от 21.04.04 г. Директива была создана с целью приведения юридической базы государств ЕС в сфере поглощений в общую систему в рамках общего европейского рынка. Главная идея заключалась в стимулировании поглощений как важного фактора развития экономики и защиты миноритарных акционеров.

Целью принятия Директивы о поглощении является то, что указанные процессы способствуют развитию компаний, существованию эффективной конкуренции, и хотя поглощения может и не отразиться положительно на всех сторонах компании, но в основном соответствует интересам отдельно как акционеров, так и в целом всей компании.

Правило обязательного предложения предусмотрено ст. 5 Директивы, по которому лицо (лично или через доверенное лицо), купившее контрольный пакет акций, обязано направить предложение (mandatory bid) со справедливой ценой всем оставшимся миноритариям, с целью их защиты. При этом процент контрольного пакета акций должен устанавливаться внутренним законодательством государств-участниц ЕС. Например, в Германии он составляет 30%. Этот вопрос, ровно как и многие другие, относят на утверждение национального законодательства, свидетельствует о рекомендательном характере отдельных статей Директивы.

Тринадцатая Директива базируется на основных принципах, предусмотренных в ст. 3, а именно: равенства вознаграждения всех акционеров, достаточности времени для принятия акционерами решения о поглощении компании, невмешательству совета директоров в принятии такого решения; запрету искусственного создания (спекулятивного) повышения цен на акции, безотзывности лицом поглотителем своего предложения. Именно поэтому, Директива акцентирует внимание на вопросе равенстве и защите всех акционеров компании, а также использованию различных механизмов в процессе поглощения.

Также Директивой предусмотрены механизмы, которые способствуют поглощению, и которые можно использовать компаниям, а именно правила: невмешательства (ст. 9) и прорыва (ст. 11). Согласно правилу невмешательства, руководство компании должно сразу после получения предложения о поглощении, созвать общее собрание и до получения согласия, не вмешиваться в деятельность компании своими действиями, которые могут привести к препятствованию поглощению. Единственными действиями может быть альтернативный поиск покупателя акций за более высокую цену. По правилу прорыва (breakthrough), ограничения по передаче акций, установленные в уставе не имеют права применяться к лицу, которое направляет предложение о поглощении.

Директива также закрепляет ряд условий по защите миноритариев, а именно: равноправие всех акционеров. Интересным в этом плане является принцип справедливой цены (equitable price), который применяется при обязательном предложении. Как отмечается в ст. 5 Директивы, справедливая цена это самая высокая цена, которая выплачивалась за акции в период между 6 и 12 месяцами перед отправкой предложения. В случае же если оферент увеличит цену на акции в ходе предложенной оферты, лицам у которых уже выкуплены акции, должны быть осуществлены доплаты, даже если они были согласны на менее выгодные условия.

В ст. 15 закреплено право выкупа ценных бумаг миноритариев (the right of squeeze-out) в случае приобретения лицом 90% акций. Это связано с рисками для нового владельца по интеграции компании в свою структуру из-за того, что миноритарии могут недобросовестно использовать свои права, или в случае их большого количества потребуются большие затраты на проведение общего собрания, ведения учета и тому подобное. Кроме того, согласно ст. 16, миноритарным акционерам, предоставляется соответствующее право (the right of sell-out) требовать выкуп собственных акций по наиболее справедливой цене. Что характерно, возможности мажоритарного акционера, который приобрел право выкупа, ограничивается сроком в 3 месяца, когда как право миноритария на выкуп своих акций не ограничено.

Также Директива предусматривает необходимость назначения или создания профессионального органа, который будет контролировать процессы поглощения (ст. 4). Ярким примером такого органа, действия в Великобритании является Panel on Takeovers and Mergers.

Также, объем информации, которая имеет обнародоваться в предложении, достаточно велик. Акционеры при получении предложения должны оперировать полной информацией, необходимой для принятия акционерами обоснованного решения. В частности, публичное предложение должно содержать: условие о цене; данные о личности оферента и его аффилированных лиц; количество и класс ценных бумаг, предлагаемых приобрести; намерения оферента относительно будущего бизнеса компании, а также руководства и сотрудников компании; информацию о финансировании предложения и тому подобное.

Таким образом, Тринадцатая Директива не только создала единые правила поглощения в ЕС, но и направила национальные законодательства всех стран-участниц в сфере слияний и поглощений на путь совершенствования и развития.

 

 

Статья подготовлена адвокатом г. Киев Лабунским В.В. http://labunskyi-advokat.com.ua

Публикации

Кредит под залог авто в Киеве – давно не новость и не диковинка. Сегодня Вы можете заложить свое движимое имущество практически в каждом ломбарде, получив за этот самый залог крупненькую сумму денег...
Городское хозяйство, это - сложный комплекс, который охватывает все направления и стороны нашей жизни: промышленность и торговля, транспорт и строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и...

Реклама

Новости

18.02.2014
Строительство – это одна из немногих экономических отраслей, которая стабильно сохраняет свою популярность и является достаточно развивающейся на сегодняшний день. К слову, каждый год размер инвестиций в развитие и поддержку данной отрасли,...
18.02.2014
Строительство – это одна из немногих экономических отраслей, которая стабильно сохраняет...